Двойные задачи или зачем отвлекать пациента?

Как физический терапевт, вы можете регулярно сталкиваться с пациентами, которым нужна тренировка некой «всеобъемлющей способности», состоящей из трех тесно связанных, но разных навыков, обусловленных выполнением двойной задачи. 

Во-первых, эта способность предполагает толерантность к условиям выполнения двойной задачи без потери двигательного контроля. Во-вторых, три различных навыка, необходимых для достижения этой способности, включают в себя:

  • Автоматизм первичных движений, которые не требуют постоянного внимания.
  • Осознание переменных окружающей обстановки, которые могут влиять на двигательную программу.
  • Способность распознавать и гасить нерелевантные переменные среды, которые не влияют на конечную цель.

Одним из примеров в спорте может быть футбольный полузащитник, который возвращается к соревнованиям после реконструкции передней крестообразной связки. У него нет времени и необходимых ресурсов, чтобы постоянно следить за своим коленом. Если он будет уделять внимание этой части тела, то, безусловно, пожертвует чем-то другим, что необходимо для мониторинга динамики игры. Поэтому работая (в процессе реабилитации) с таким пациентом, мы не должны останавливаться только на его физических возможностях, нам необходимо добиться такого уровня, чтобы его движения были автоматизированными. Это можно называть «второй натурой» или «моторной памятью», но в мире литературы о двойных задачах этот процесс называется «имплицитным обучением». 

Друзья, совсем скоро состоится семинар Георгия Темичева «Двигательный контроль и обучение». Узнать подробнее…

До травмы многие из повторяющихся движений, которые мы делаем в жизни, спорте и на работе, осуществляются с высоким уровнем автоматизма. Движение становится автоматизированным или процедурным по своей природе не только из-за постоянной практики (повторений), но также за счет регулярного сочетания выполнения задачи с наличием вторичного отвлекающего момента. Мы гуляем, чистим зубы, натягиваем футболку и выбираемся из постели, в основном не думая… из-за двойных задач, которые мы возлагаем на себя. Физиологически двойная задача стимулирует, принуждает, а порой и вовсе заставляет головной мозг обрабатывать моторные задачи в одном из четырех центров процедурной памяти: базальных ганглиях, мозжечке, дополнительной моторной области и премоторной коре головного мозга.

Применение двухзадачного тренинга всегда должно учитывать специфику задачи и вовлеченность пациента. Учитывайте спортивные, трудовые и жизненные роли и обязанности человека. Это способствует большей вовлеченности и более легкой передаче знаний. Например, вместо того, чтобы считать в обратном порядке, а качестве второстепенного задания наш футболист, ведя мяч по полю, может называть имена или номера своих товарищей по команде. Возможно, более сложной, но актуальной задачей для этого же игрока является дриблинг и вербализация указаний тренера. 

Следует отметить, что почти общепринятое определение двойной задачи включает в себя положение о том, что обе задачи должны быть дискретными как в измерении, так и в функции, т.е. они могут выполняться раздельно, и что одна не является функцией другой. Это означает, что нести чашку воды — это сложная, но не двойная задача, тогда как переливать воду из кувшина в чашку во время ходьбы — это двойная задача.

Наконец, мы должны рассмотреть дозировку — насколько сильно можно нагружать/отвлекать внимание и какие существуют параметры ошибки или ухудшения двигательного контроля. Принято считать, что дозировка строится на личности пациента и объективной переносимости. Мы даем двойную задачу и ожидаем возникновение ошибки. Пациенты, участвующие в двойном задании, могут иметь более, чем 40% регрессию двигательной активности (что проявляется большим временем выполнения задачи, более медленной скоростью ходьбы/бега или сниженной точностью). Кроме того, частота ошибок, допускаемых для одного человека, не одинакова для всех – это зависит от личностных и индивидуальных особенностей человека. Именно по этой причине мы должны ожидать, что производительность будет регрессировать с введением второй задачи.

Заключение:

  • Реабилитация с применением двойных задач является дополняющей и необходимой частью комплексного восстановления.
  • Пациенты, которые практиковали двухзадачные тренировки, в большей степени будут терпимы к внешним раздражителям по возвращении к спорту или работе.
  • Двойные задачи, назначенные в правильной дозировке, могут облегчить процедурную передачу знаний и двигательное обучение пациентов.
  • Дозировка двойных задач должна учитывать личность пациента (процент успешных и ошибочных действий), его роли, обязанностей, целей и предпочтений.

Источник: Mike Studer. Dual Tasking – Why Would I Intentionally Distract My Patient?