Хроническая тендинопатия средней части ахиллова сухожилия является довольно распространенным заболеванием у спортсменов, занимающихся бегом и прыжками с трамплина, а также у пожилых людей, не занимающихся спортом (Asplund, 2013).
Кроме того, это одна из наиболее распространенных тендинопатий, встречающихся в общей популяции. Поскольку этиология и патофизиология этого заболевания до конца не изучены, его лечение может быть весьма непростой задачей (Cook, 2014; Albers, 2016).
Несмотря на популярность программ увеличения нагрузки на ахиллово сухожилие, до 45% людей не реагируют должным образом на такое лечение (Sayana, 2007). Есть мнение, что в некоторых из этих случаев может быть замешано сухожилие подошвенной мышцы (Steenstra, 2006; Alfredson, 2011; Spang, 2013; Calder, 2015).
Подошвенная мышца берет начало от латерального мыщелка бедренной кости и задней стенки капсулы коленного сустава. Направляется вниз и медиально, на уровне латеральной головки икроножной мышцы переходит в свое сухожилие, в дальнейшем располагающееся между икроножной и камбаловидной мышцами. В нижней трети голени сухожилие подошвенной мышцы проходит рядом с ахилловым сухожилием и прикрепляется к пяточной кости.
Исследования на трупах показали, что в большинстве случаев сухожилие подошвенной мышцы прикрепляется к медиальной или передне-медиальной части пяточной кости, но иногда прикрепление осуществляется непосредственно к ахиллову сухожилию или глубокой фасции (Sterkenburg, 2011).
Появляется все больше клинических, визуализационных и морфологических данных, указывающих на то, что в некоторых случаях стойкой тендинопатии ахиллова сухожилия имеет место сопутствующее поражение сухожилия подошвенной мышцы (Masci, 2019).
В то время как механизм такой тендинопатии остается неизвестным, недавние наблюдательные и биомеханические исследования пролили свет на возможные этиологические факторы. У здоровых людей ахиллово сухожилие и сухожилие подошвенной мышцы расположены в общем паратеноне и свободно скользят. Утолщение сухожилия подошвенной мышцы в сочетании с его близким расположением к ахиллову сухожилию может привести к его сдавливанию, перитендинозному воспалению и локальной тендинопатии (Cook, 2012; Calder, 2015).
Более того, определенные анатомические вариации могут предрасполагать к большему взаимодействию между сухожилием подошвенной мышцы и ахилловым сухожилием, что приводит к увеличению силы сжатия между двумя сухожилиями (Blackbourn, 2012).
Клиническая картина подошвенно-ассоциированной тендинопатии ахиллова сухожилия была описана как связанная с нагрузкой боль в ахилловом сухожилии, локализующаяся преимущественно в его медиальной части (Steenstra, 2006; Alfredson, 2011).
Неизвестно, является ли такая тендинопатия подгруппой, хуже реагирующей на программы увеличения нагрузки. Ранее считалось, что нагрузка, возникающая при тыльном сгибании стопы, увеличивает силу сжатия между сухожилием подошвенной мышцы и ахилловым сухожилием и снижает чувствительность к лечебным программам (по сравнению со случаями, где сухожилие подошвенной мышцы не участвует). Однако недавно опубликованное кадаверное исследование показало, что давление было наибольшим при подошвенном сгибании, а не при тыльном сгибании стопы, и наименьшим при нейтральном положении стопы, что опровергает это предположение (Stephen, 2018).
Таким образом, более эффективная программа лечения подошвенно-ассоциированной тендинопатии средней части ахиллова сухожилия может включать интенсивную нагрузку на сухожилие при нейтральном положении стопы (Masci, 2019). Хотя для разработки конкретных клинических рекомендаций необходимы дальнейшие исследования.
В резистентных случаях может проводиться хирургическое иссечение сухожилия подошвенной мышцы, что демонстрирует хорошие клинические результаты в краткосрочной и долгосрочной перспективе, хотя доказательства ограничены сериями случаев (Alfredson, 2011; Calder, 2015; Bedi, 2016).