Двигательный контроль и обучение

Двигательный контроль – это способность управлять двигательной активностью, реализуемая на основе взаимодействия нервной системы и скелетной мускулатуры. Это сложный процесс, который включает в себя инициирование, контроль и оценку целенаправленных произвольных движений, что подразумевает не только скоординированные мышечные сокращения, но и специфическую работу центральной нервной системы на различных уровнях.

Существует множество теорий двигательного контроля: рефлекторная теория (Sherrington), теория динамических систем (Бернштейн, Turvey, Kelso, Tuller, Thelen), иерархическая теория (Adams), теория двигательных программ (Schmidt), экологическая теория (Gibson, Pick) и теория систем (Shumway-Cook). Каждая теория имеет сильные и слабые стороны, но как бы там ни было, имеющиеся представления позволяют специалистам помогать своим пациентам или клиентам достигать поставленных целей.

Двигательное обучение – это процесс обучения новым движениям и навыкам, основанный на предшествующем опыте, а также постоянной практике, которая выходит за рамки индивидуальных возможностей человека.

Для определения успешности двигательного обучения используются следующие понятия: улучшение (достижение результата – улучшение движения или навыка), постоянство (способность неоднократно воспроизводить результат), сохранность (способность воспроизводить результат после перерыва в практике) и переносимость (способность воспроизводить похожий результат в другом контексте).

Существует несколько теорий двигательного обучения: теория замкнутого цикла Адамса (Adams), теория схем Шмидта (Schmidt) и экологическая теория (Newell). Вне зависимости от этого выделяют три стадии двигательного обучения: когнитивная, ассоциативная и автономная.

Как ускорить двигательное обучение и улучшить производительность?

Обратная связь

В начале обучения специалисту по физической реабилитации необходимо обеспечить полноценную обратную связь (внешняя обратная связь: вербальная, визуальная и мануальная). По мере того, как пациент становится более опытным (опираясь на внутреннюю обратную связь), участие специалиста стремится к минимуму.

Инструкции

Использование внешнего фокуса внимания позволяет процессу обучения протекать быстрее и может привести к лучшей производительности. Попробуйте использовать инструкции с акцентом на результат движения, вместо инструкций, акцентированных на движение отдельных частей тела (например, «пни мяч», вместо «разогни колено»).

Моделирование

В некоторых случаях пациенту проще повторить то, что демонстрирует терапевт (какое-либо движение или действие). Это также выгодно с позиций улучшения социальной коммуникации, роста конкуренции или повышения мотивации.

Мануальное сопровождение

Взаимодействие с телом пациента напрямую (например, терапевт корректирует положение таза пациента при выполнении планки) увеличивает проприоцептивную импульсацию, и тем самым фокусирует внимание человека на внутренней обратной связи.

Практика

Известно, что чем больше практики, тем лучше результат. Однако, необходимо помнить, что объем, тип, интенсивность и частота практических занятий должны быть индивидуализированы в зависимости от возможностей обучающихся.