Консервативное лечение повреждений задней крестообразной связки

Задняя крестообразная связка (ЗКС) – крупная связка, которая располагается позади передней крестообразной связки (ПКС) и состоит из двух пучков волокон:

1. Переднелатеральный пучок, который натягивается при сгибании колена.
  2. Заднемедиальный пучок, который натягивается при разгибании колена.

Оба пучка работают как синергисты, что обеспечивает стабильность колена.

Подробнее про заднюю крестообразную связку можно почитать здесь.

Функции:

• ЗКС – главный ограничитель смещения большеберцовой кости кзади относительно бедренной кости.
  • Вторичная функция связки – ограничение избыточного наружного вращения большеберцовой кости, а также варусных и вальгусных отклонений.

Нередко травмы ЗКС встречаются в сочетании с повреждениями других связок колена. Механизм повреждения ЗКС включает вальгусный или варусный компонент в комбинации со смещением большеберцовой кости кзади.

Физикальный осмотр

К наиболее важным диагностическим тестам относят тест заднего выдвижного ящика и симптом провисания голени. Они не только позволяют выявить травму ЗКС, но и определяют план лечения.

Выбор в пользу консервативного или оперативного лечения зависит от степени повреждения ЗКС, а также сопутствующих структур мягкой ткани.

Степени повреждения:

• I степень: смещение большеберцовой кости кзади на 0-5 мм.
  • II степень: смещение большеберцовой кости кзади на 5-10 мм.
  • III степень: смещение более чем на 10 мм.

Хирургическое лечение показано при

• III степени повреждения ЗКС в сочетании с повреждением ПКС и заднелатерального угла сустава. Сочетание заднего растяжения и ротационной нестабильности может привести к неблагоприятным последствиям, так как сустав в этом случае остается нестабильным, что представляет опасность при возвращении в спорт или к активной трудовой деятельности.
  • Отсутствии результатов при консервативном лечении при II и III степени и повреждении ПКС, о чем свидетельствуют нестабильность сустава и/или смещение большеберцовой кости во время активной деятельности.
  • Повреждение сразу нескольких связок.

Совсем скоро состоится семинар Максима Никитина, посвященный диагностике и лечению коленного сустава. Узнать подробнее…

При изолированном повреждении ПКС, несмотря на степень повреждения, можно рекомендовать консервативное лечение.

Консервативное лечение

Большую роль в консервативном лечении играет целеполагание, и мы рекомендуем проводить беседы с пациентом и внимательно обсуждать с ним краткосрочные и долгосрочные цели нехирургической терапии.

Одно из исследований в течение пяти лет наблюдало за состоянием 46 пациентов, у которых была диагностирована II и III степень разрыва ЗКС. Все они с момента получения травмы и до возвращения в спорт получали только консервативное лечение. Результаты исследования показали, что в среднем для возвращения в большой спорт участникам понадобилось 16 недель. 91% из них в течение двух лет по прошествии травмы играли либо на том же уровне, что и до травмы, либо показывали даже лучший результат. 69% участников играли на своем обычном уровне в течение пяти лет. Результаты исследования говорят о том, что консервативное лечение имеет хорошие результаты с точки зрения возвращения к высоким результатам в игре и функциональным возможностям.

Однако среди плюсов нехирургического лечения есть и минусы. Так, можно с очевидностью констатировать, что после консервативной терапии следует развитие остеоартрита.

Так, исследование, в котором приняли участие 14 пациентов с травмами ЗКС, выявило у всех участников увеличение нагрузки на переднемедиальный участок хряща. Это говорит о повышенных нагрузках на медиальный компартмент коленного сустава. Другое исследование 2003 года изучило состояние 181 пациента, которые после травмы ПКС 5 лет получали консервативное лечение. У 77% из них были обнаружены дегенеративные изменения в медиальном мыщелке бедренной кости и у 47% из них – в суставной поверхности головки бедренной кости.

Принципы реабилитации при консервативном лечении схожи с послеоперационными.

Как правило, для того, чтобы дать связке возможность восстанавливаться в нейтральном положении, необходимо соблюсти несколько важных правил:

1. Ограничьте воздействие силы гравитации. Рекомендуйте пациенту в течение 6 недель избегать положений, в которых происходит провисание большеберцовой кости, как, к примеру, в приседаниях у стены. Вы также можете рекомендовать пациенту подкладывать подушку под проксимальный отдел большеберцовой кости на время сна.
  2. Один из важнейших компонентов лечения травмы ЗКС – это ношение динамического ортеза (брейса). Он выступает в качестве рессоры, препятствуя чрезмерной задней трансляции большеберцовой кости. Тем самым брейс не позволяет кости «провисать». В идеале носить ортез круглосуточно в течение 16 недель, снимая его лишь на время принятия душа. В 2010 г. было проведено исследование, в котором принял участие 21 человек. Все испытуемые носили ортез целый год. Согласно полученным данным, использование ортеза помогло сократить выдвижение большеберцовой кости кзади на 2,3 мм. Полученные данные свидетельствуют о том, что брейс действительно обладает лечебными свойствами и с его помощью можно снижать степень повреждения. В случае, если у пациента нет финансовой возможности приобрести динамический ортез, то в качестве альтернативы ему можно рекомендовать съемный наколенник в период острой фазы. После этого пациенту следует в течение 12 месяцев носить шарнирный бандаж со специальной накладкой на область ЗКС. Период ношения может быть увеличен в зависимости от стабильности коленного сустава.
  3. При работе над увеличением амплитуды движения подбирайте упражнения с исходным положением лежа на животе. Так вы сможете ограничить влияние силы гравитации.
  4. Если травма сопровождается внутрисуставным выпотом или кровотечением, ограничьте упражнения с весовой нагрузкой
  5. Изолированные сокращения хамстрингов при согнутом колене более чем на 15 градусов увеличивают давление на ЗКС. По этой причине избегайте таких упражнений как минимум в течение 16 недель. Вместо них вы можете рекомендовать такие упражнения как румынская становая тяга, где угол сгибания колена значительно меньше, а значит нет чрезмерной нагрузки на большеберцовую кость.

Реабилитация в острую фазу

Цели:

• Восстановить амплитуду движений.
  • Уменьшить отек.
  • Снять воспалительный процесс.
  • Восстановить работу мышц.

Восстановление амплитуды движений (неделя 0-4):

• Упражнения из положения лежа на животе, выполняются с помощью ассистента.
  • Далее переход к работе на велотренажере. Угол сгибания в колене при этом составляет 115 градусов или столько, сколько необходимо для полного оборота педалей на велотренажере.

Уменьшение отека:

• Прикладывание льда.
  • Возвышенное положение.
  • Ограничение нагрузки на колено.

Восстановление работы мышц: большое значение имеет обучение активации четырехглавой мышцы, поскольку данная мышца тянет большеберцовую кость вперед, улучшая стабильность коленного сустава. Вы можете направлять надколенник наверх, заставляя квадрицепс сокращаться изолированно.

Переходите к упражнениям с утяжелителями при выполнении следующих условий:

• Угол сгибания в коленном суставе – 130 градусов.
  • Колено полностью разгибается.
  • Пациент чувствует себя комфортно при хождении пешком с ортезом.

Поздняя реабилитация

• Выносливость мышц (неделя 5-10): небольшой вес и много повторений (например, 3-4 подхода по 15 повторений с 40-секундным перерывом). Примеры упражнений:
    • Ходьба вперед и назад с использованием гимнастической ленты (Theraband).
    • Билатеральные приседания.
    • Эксцентрические упражнения (к примеру спуск с платформы или тумбы).
    • Румынская становая тяга или дедлифт на одной ноге.
  • Мышечная сила (неделя 11-16): большие веса и небольшое количество повторений (к примеру, 3 подхода по 10-12 повторений, отдых в течение 1 минуты). Основой тренировки для увеличения мышечной могут стать те же упражнения, которые использовались и для увеличения выносливости. Однако вам необходимо адаптировать их под новую цель и рекомендовать упражнения с более высокой нагрузкой, такие как сплит-присед с возвышения. Также настоятельно рекомендуется выполнять упражнения для улучшения стабильности пояснично-тазовой области.
  • Сила, ловкость, бег (недели 17-20/22).

Возвращение в спорт

Перед возвращением в спорт пациенту необходимо полностью пройти реабилитационную программу и укрепить мышцы. Готовность пациента возобновить спортивные тренировки можно оценить по следующим критериям:

• Сила квадрицепса.
  • Баланс-тест (Y balance anterior reach distance).
  • Прыжковый тест (hop test).