Синдром «пушера» часто встречается у пациентов с левосторонней гемиплегией, однако, может наблюдаться и в случае с правосторонней гемиплегией. Часто такой пациент будет иметь тяжелую форму афазии в течение длительного срока. Тяжесть инсульта не всегда зависит от степени потери активных движений в конечностях. Несмотря на проявления синдрома, пациенты могут иметь селективные движения на паретичной стороне.
Рассмотрим синдром в своей наиболее тяжелой форме, в качестве примера возьмем пациент с левосторонней гемиплегией и неглектом.
1. Голова повернута вправо и одновременно смещена латерально в ту же сторону. Когда пациент сидит, он не может расслабить свои мышцы для того что бы осуществить поворот головы в сторону пареза. Поворот головы в другую сторону не вызывает затруднений. Глаза часто смотрят вправо, пациент испытывает затруднения с поворотом взора влево.
2. Поверхностная и глубокая чувствительность оказываются снижены. Пациент забывает про паретичную сторону во время движения. Его гемиплегичная рука может свисать с кресла или даже попасть в спицы колеса инвалидной коляски!!! Иногда, неглект, заходит так далеко, что пациент не узнает свои собственные конечности. Например, говорит, что это рука соседа, а не его собственная.
3. У пациента может присутствовать гемианопсия (неглект). В этом случае наблюдается неспособность воспринимать объекты с левой стороны. Пациент не поворачивает голову в лево, для того что бы компенсировать дефект поля зрения. Что приводит к пренебрежению входящей визуальной информацией. По этому при ходьбе или управлении коляской он часто сталкивается с объектами на своем пути (дверной проем с лева)
4. Пациент может не услышать, если обратиться к нему с левой стороны. Если протестировать слух у такого пациента, то результат окажется нормальным.
5. На паратичной стороне лица будет дефицит активности мимической мускулатуры. При просьбе улыбнуться, будет видна активность только не паретичной стороны.
6. Голос будет монотонным, плохо контролируемым. Объем дыхания обычно снижен.
7. Лежа на спине в постели, у пациента, хорошо заметно удлинение тела на гемиплегической стороне (общий контур тела по форме может походить на банан). В правой части туловища будет видно заметное укорочение, а в левой удлинение.
8. Лежа в постели, он будет держаться за край кровати с правой стороны и волноваться, что может упасть, не смотря на то что есть ограждения и перила.
9. При повороте на правый бок ощущается заметное сопротивление. Оказавшись на правом боку такой, пациент будут стараться сразу же перевернуться на спину.
10. В положении сидя, пациент отклоняется немного назад и влево.
11. Трансфер в кресло вызывает затруднение, так как он толкает себя назад и влево. Трансфер будет особенно трудным, если пациент перемещается в кресло расположенное справа. Его правая рука и нога будут сильно толкать в направлении, противоположном направлению движения.
12. Сидя в кресле, пациент принимает типичную позу: туловище сгибается направо, голова повернута вправо, а правая рука проявляет постоянную активность, толкая вниз и в сторону.
Выше перечисленные симптомы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Справиться с ними поможет концепция Бобат терапии. Она является каноном реабилитации пациентов с повреждениями ЦНС.
Использованная литература:
— Davies PM. Steps to Follow: A Guide to the Treatment of Adult Hemiplegia. New York, NY: Springer;1998
— Punt TD, Riddoch MJ. Towards a theoretical understanding of pushing behaviour in stroke patients. Neuropsych Rehabil.2002 ;12:455–472. CrossRef
Автор Статьи: Константин Калинкин
специалист по физической реабилитации,
сертифицированный Бобат-Терапевт, специалист
по концепциям PNF и Mulligan
РЦ «Шаг Вперед» г.Киев